Федеральное законодательство в отношении семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Цель: знакомство с различными формами семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи: 1. Дать информацию участникам о различных моделях замещающей заботы.
2. Познакомить с федеральной законодательной базой, регламентирующей организацию и жизнедеятельность замещающих семей.
Оборудование: флипчарт, маркер, карточки с заданиями.
1.Разминка. Упражнение «Здравствуй, я хочу тебе сказать…»
2.Целеполагание.
Ведущий объявляет тему занятия.
3.Мозговой штурм «Ожидания от занятия».
Выявление ожиданий перед проведением занятий.
4.Мини-лекция.
Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, регулируется рядом федеральных законодательных актов. Основными из них являются Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».
Во исполнение федерального законодательства принят целый ряд подзаконных актов, таких как Постановление Правительства РФ «О приемной семье», Постановление Правительства РФ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием», Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью», Постановление Правительства РФ «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением».
В разделе 6 Семейного Кодекса РФ законодательно регламентируются ситуации, связанные с воспитанием детей, оставшихся без попечения родителей.
Приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление (удочерение) детей (глава 19). В статье 124 перечисляются категории детей, в отношении которых допускается усыновление (удочерение). Усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних и только в их интересах, с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.
Ст. 125 регламентирует порядок усыновления ребенка. Усыновление детей рассматривается судом с обязательным участием усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора.
В главе 20 дается описание правил установления опеки над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет, и попечительства – в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Дети, над которыми может быть установлена опека или попечительство, лица, которые могут назначаться опекунами (попечителями) детей, права детей, находящихся под опекой (попечительством), права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка – ограничения по всем этим вопросам заключены в ст. 145, 146, 148, 150.
Законодательство, связанное с образованием приемной семьи, приводится в главе 21. Образование приемной семьи осуществляется на основании договора, который заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами), ст. 151. Договор о передаче детей на воспитание в семью должен предусматривать условия содержания,
воспитания и образования детей; права и обязанности приемных родителей, включая их оплату труда; льготы, предоставляемые приемной семье по законам субъектов РФ; обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства; кроме того, основания и последствия прекращения такого договора (ст. 152).
Условия подбора приемных родителей изложены в статье 153. По отношению к принятым на воспитание детям они обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Условия передачи детей на воспитание в приемную семью приводятся в статье 154. Оно осуществляется с учетом их мнения, а для достигших возраста десяти лет – с их согласия. Разъединение братьев и сестер не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам.
5. Работа в группах.
Познакомиться в группе с формой семейного устройства.
Усыновление/удочерение — принятие в семью ребёнка на правах кровного. Ребенок становится родственником — дочерью/сыном со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Усыновление является приоритетной формой устройства детей. Для родителей это — высшая степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие, но и ребенку эта форма позволяет ощущать себя полноценным членом семьи. Сохраняются все отношения и права наследования. Усыновители имеют возможность дать ребёнку свою фамилию, поменять имя, отчество, место рождения и, в некоторых случаях, дату рождения. Усыновление можно оформить на одинокого человека (не состоящего в браке) или на супругов. Оформляется дольше, т. к. требуется утверждение гражданским судом. Государство не оказывает никакой помощи после усыновления за исключением предоставления послеродового отпуска и выплат, как при рождении ребенка и выплаты единовременного пособия.
Плюсы:
ü Ребенок является равноправным членом семьи. Сохраняются все отношения и права наследования, в том числе, по выходу из несовершеннолетнего возраста.
ü Возможность присвоить ребенку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество и, в некоторых случаях, дату рождения.
ü Возможность получения единовременного пособия по усыновлению в размере 250 тысяч рублей с 2013 года.
Минусы:
ü Оформляется дольше, т.к. усыновление утверждается гражданским судом.
ü Самые жесткие требования к кандидатам в усыновители, их материальному положению, заработку, жилью по сравнению с другими формами устройства.
ü Не каждый ребенок лишенный родительского попечения может быть усыновлен.
Опека и попечительство — принятие в дом ребёнка на правах воспитуемого в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет. Ребенок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а кровные родители не освобождаются от обязанностей по принятию участия в содержании своего ребенка. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка, и ответственности за ребенка. При условии установлении правового статуса ребенка (ребенок сирота; ребенок остался без попечения родителей) на содержание ребенка государством ежемесячно выплачивается средства, согласно установленного в регионе норматива.
Органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка. Часто опека используется как промежуточная форма к усыновлению. Опека устанавливается решением главы местного самоуправления, вследствие чего оформляется быстрее, чем усыновление, т. к. не требуется решения суда. Опекуном может быть назначен только один человек. Ребёнок имеет статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна. Смена фамилии ребёнку, изменение даты рождения и запись опекуна в свидетельстве о рождении в качестве родителя невозможно.
Плюсы:
ü Опека устанавливается решением главы местного самоуправления или распоряжением управления опеки и попечительства, из-за чего оформляется быстрее, чем усыновление т.к. не требуется суда.
Минусы:
ü Смена фамилии ребенку и изменение даты рождения невозможны.
ü Ребенок, в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна, так как ребенок сохраняет фамилию биологических родителей.
ü Нет тайны передачи ребенка под опеку и контакты с кровными родственниками ребенка возможны.
Приёмная семья — форма воспитания ребёнка (детей) в семье (на дому) у «приемного родителя»-воспитателя. Такая семья заменяет пребывание ребёнка в детском доме или приюте на домашнее воспитание и создаётся на основе договора между приемным родителем (родителями) и органами опеки. Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Приемная семья несет полный уровень ответственности за судьбу ребенка.
Обычно в приемную семью передают детей, которых невозможно передать на усыновление или под опеку, например для воспитания в одной семье 2-3 и более детей братьев, сестер. Срок помещения ребёнка в такую семью определяется договором и может быть разным. В приёмных семьях может воспитываться от 1 до 8 детей (включая родных детей). На содержание ребенка регулярно выплачивается средства, согласно установленного в крае норматива. Кроме того, Приемному родителю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж.
Плюсы:
-Возможно, взять в семью ребенка, у которого нет правового статуса для усыновления и, в ином случае, обреченного жить в детском доме.
-На ребенка выплачивается ежемесячное пособие, предоставляются льготы. Воспитатель считается педагогом, получает зарплату.
Минусы:
-Постоянный контроль и отчетность перед органами опеки за воспитание и расходование средств.
-Сложнее оформить т.к. требуется оформлять договор о передаче ребенка на воспитание и трудовой договор (или договор об оказании возмездных услуг, или контракт).
-Возможны сложности при оформлении ребенка, проживающего в другом районе или городе т.к. выплаты приемной семье ведутся из местного бюджета.
-Возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребенка.
Временный патронат — форма помощи ребенку, без оформления его постоянного проживания в семье. В выходные, праздничные или каникулярные дни (от 1 до 30 дней) ребенок, на правах гостя, посещает и кратковременно проживает в семье наставника. Все требования для временного патронатного воспитателя устанавливаются государственным опекуном ребенка — директором детского учреждения. Крайне не желательно, а часто и невозможно брать в гости детей младше 8-10 лет, т. к. они не понимают, почему их берут и возвращают, они ещё не понимают, что могут быть не только родители, но и «родственники».
Временный патронат для ребенка может стать ступенькой к другой форме устройства, например, долгосрочному патронату или усыновлению, если правовой статус ребенка это позволяет. Даже если этого не происходит, пребывание в семье, как правило, положительно сказывается на ребенке, ведь для него это возможность некоторое время побыть вне стен детского учреждения, расширить круг общения, приобрести друзей.
6. Составление таблицы «Отличие форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
|
Усыновление
|
Опека
|
Приемная семья
|
Патронат
|
Выделение средств на содержание ребенка
|
-
|
+
|
+
|
+
|
Выплата зарплаты
|
-
|
-
|
+
|
+
|
Количество детей
|
Не ограничено
|
Не ограничено
|
Не более 8-ми детей
|
Не более 3-х детей
|
Правовые отношения
|
Приобретает права кровного ребенка
|
Принимается в семью на правах воспитуемого
|
Принимается в семью на правах воспитуемого
|
Остается воспитанником учреждения
|
Государственные гарантии ребенку (жилье, образование, медицинское обеспечение и др.)
|
-
|
+
|
+
|
+
|
7. Анализ ситуаций
Данное упражнение должно помочь участникам более должно помочь более
тонко чувствовать потребности детей, прогнозировать развитие отношений в системе родители—ребенок, учитывая особенности каждой стороны. Участникам раздаются карточки с историями детей.
Задача родителей — ответить на следующие вопросы
•• Какая семья подошла бы этому ребенку ?
•• Какой примерный возраст у приемных родителей?
Какие первые шаги необходимо сделать для сближения с ребенком?
Родителям предлагаются следующие истории.
Кате 11 лет. Отца нет и не было. Пока девочка жила в приюте, ее мама нашла себе нового мужчину и не беспокоится по поводу того, что ее лишают родительских прав. Младшая сестра Кати уже живет в детском доме. Катя — очень общительная девочка. Она легко знакомится с новыми людьми. Смешлива, любит поговорить. Когда она пытается привлечь к себе и удержать внимание окружающих, то похожа на циркового клоуна. Обожает подвижные игры, но иногда любит поиграть одна (построить домик, порисовать. Очень обидчива, но незлопамятна. Любит помогать по хозяйству. Так как никто не помогал Кате в учебе, в школе у нее большие сложности: проблемы с вниманием, усидчивостью. С большим трудом дается математика.
Вике 10 лет. Когда ей было два года, мать ушла из дома и не
вернулась. Ее местонахождение до сих пор не известно. Отец девочки умер четыре года назад. До марта 2005 года Вика жила с его второй женой. Но серьезные проблемы не позволили женщине оформить опеку над ребенком. Вика — симпатичная, кокетливая девочка. Ей нравится красиво одеваться, производить впечатление на окружающих. Любимое занятие — играть с подругами в куклы. Еще ей нравится лепить и рисовать. Раньше она ходила в изостудию. Обучение в школе не входит в число ее любимых занятий
(исключение — физкультура). Домашние задания Вика делает долго и с трудом
Маше 11 лет. Посмотрев на нее, никогда не скажешь, что ее мать и старшая сестра страдают алкоголизмом уже много лет. Отца нет. Внешне девочка напоминает маленькую принцессу— худенькая, изящная, спокойная, с тихим голосом. Так и кажется, что это Спящая Красавица, которая ждет, что ее разбудят. Впечатление усиливает мечтательное выражение глаз. Маша неплохо учится, участвует в самодеятельности. Любит посекретничать с подружками, хотя все время держится несколько отстраненно от окружающих. Воспитатели ею довольны. По всем параметрам Маша подходит для помещения в приемную семью. Но она очень привязана к своей биологической семье и никак не может принять окончательное решение — идти в новую семью или нет.
Полине 8 лет. Она невысокая девчушка с вьющимися русыми волосами и внимательным взглядом. По натуре она одиночка. Характер у Полины не из легких: она замкнутая, скрытая, недоверчивая, упрямая. После развода родители Полины стали заниматься собственной жизнью, в которой не было места дочери. Девочка скиталась по бабушкам, пока не оказалась в приюте. Отец написал официальный отказ от нее. В итоге суд лишил обоих исал официальный отказ от нее. В итоге суд лишил обоих родителей прав на ребенка. У девочки много хорошо обеспеченных родственников (бабушки, дедушки, дяди, тети и др.), единогласно уверявших в своей любви к ребенку и готовности помочь (в основном подарками, игрушками, посещениями в детском доме). Но никто не хотел забрать девочку к себе. Со временем эти родственники отстранились, как и родители Полины. Ребенок хотел бы жить в семье, но, пережив предательство самых близких людей, боится поверить посторонним.
8. Рефлексия |