Цель: создать благоприятные условия для работы группы, ознакомить ребят с основными правилами проведения занятий и целью курса, дать первоначальное представление о значении общения в жизни человека, принять правила проведения занятий.
Материалы: тетради, ручки, небольшие листочки бумаги для записей.
Знакомство с целями курса занятий:
«На занятиях мы будем учиться общению, получая от этого не только полезные знания и умения, но и хорошее настроение. Кто может попытаться объяснить понятие "общение”?»
«Общение – это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмена мнениями. В отличие от простого взаимодействия, в процессе общения происходит открытие друг другу самих себя. (Я – тебе свое Я, а ты – мне свое Я.)»
«Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции?» «Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего и для кого это нужно?»
Принятие правил:
Каждая группа, собираясь работать совместно, всегда договаривается о правилах работы. Психолог предлагает обсудить правила, написанные на доске, и решить, какие можно принять сразу, какие нужно изменить и какие добавить.
Примеры правил:
1. Активная работа на занятии каждого участника.
2. Внимательность к говорящему.
3. Доверие друг к другу.
4. Недопустимость насмешек.
5. Не выносить обсуждение за пределы занятия.
6. Право каждого на свое мнение.
Приветствие. «Давайте поздороваемся»:
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (хорошо, если кто-либо из детей будет стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок – здороваемся за руку,
2 хлопка – здороваемся плечиками,
3 хлопка – здороваемся спинками.
Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению
этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать
свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре по-
может избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты так-
тильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время
этой игры.
Разминка.Упражнение «Прогноз погоды»:
Возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению. Вы можете показать, что у вас сейчас «плохая погода» или «штормовое предупреждение», а может быть, для вас уже вовсю светит солнце.
«Кричалки – шепталки – молчалки»:
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу
волевой регуляции.
Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это – сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «кричалку», – можно бегать, кричать, сильно шуметь. Желтая ладонь – «шепталка» – можно тихо передвигаться и шептаться. На сигнал «молчалка» – синяя ладонь – дети должны замереть на месте
или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».
Основное содержание. Работа по теме:
«Трудно представить себе жизнь без общения, оно рано входит в
нашу жизнь. Если мы проанализируем, с кем и как мы общаемся, то
наверное, станет понятно, что общение не всегда нас радует и довольно
часто доставляет нам неприятности».
«Задумывались ли вы, почему это происходит?»
«Многочисленные исследования свидетельствуют, что ссоры между людьми чаще всего возникают из-за отсутствия культуры общения».«В ссорах люди чаще обвиняют других. Давайте попытаемся проверить при помощи теста, какие мы в общении. Отвечайте по возможности, откровенно и сразу».
Тест-игра «С тобой приятно общаться»:
«Умеем ли мы общаться, лучше всего знают те, с кем мы общаемся. В школе вам приходится постоянно общаться со своими одноклассниками. Давайте проверим, какие вы в общении, как мы знаем друг друга».
Для этого детям раздаются небольшие листочки для записей (каждый берет по количеству человек в группе), на которых они пишут соответствующие значения для каждого ученика. Расшифровка значений написана на доске.
+2 – с тобой очень приятно общаться
+1 – ты не самый общительный человек
– не знаю, я мало с тобой общаюсь
-1 – с тобой иногда неприятно общаться
-2 – с тобой очень тяжело общаться.
Записка складывается, и на обороте пишется имя того, кому записка предназначена. Все записки собираются в коробку, и психолог раздает «адресатам», предупреждая, что подсчет баллов нужно сделать дома.
Если результаты не нравятся, то не стоит огорчаться, а лучше вспомнить, что все зависит от тебя самого.
«Если мы не знаем, как общаться с другими, то мы несчастны. Научиться общению можно, если ты сам этого захочешь. Для этого нужно постигать искусство общения и работать над собой. Будем вместе учиться общению.
Напишите на одном листочке "Я хочу, чтобы со мной обращались ласково, нежно”, на другом листочке напишите "Я хочу, чтобы со мной обращались строго и требовательно”. Сдайте тот листочек, на котором написан приемлемый для вас вариант общения».
Анализ занятия:
Делимся впечатлениями о занятии.
«Что понравилось? Что хотели бы изменить?»
«Как оцените наше занятие: выкиньте на счет три столько пальцев
(по пятибалльной шкале), на сколько оцените наше сегодняшнее занятие».
Психолог сообщает, какое общение выбрали большинство участников. (По итогам опроса, см. предыдущее задание).
«Камушек в ботинке»:
Цель: снижение эмоционального напряжения.
Игра проходит в два этапа.
1 этап (подготовительный). Дети сидят в кругу на ковре.
-«Ребята, случалось ли, что вам в ботинок попадал камушек?» Обычно дети очень активно отвечают на вопрос, так как практически каждый ребенок 6-7 лет имеет подобный жизненный опыт. По кругу все делятся своими впечатлениями о том, как это происходило. Ответы сводятся к следующему: «Сначала камушек не очень мешает, мы пытаемся отодвинуть его, найти удобное положение для ноги, но постепенно нарастает боль и неудобство, может даже появиться ранка или мозоль. И тогда, даже если очень не хочется, нам приходится сни-мать ботинок и вытряхивать камушек. Он почти всегда крошечный, и мы даже удивляемся, как такой маленький предмет смог причинить
нам такую большую боль. Нам-то казалось, что там огромный камень с острыми, как лезвие бритвы, краями».
- «Случалось ли, что вы так и не
вытряхивали камушек, а придя домой, просто снимали ботинки?»
Дети отвечают, что и такое уже бывало у многих. Когда боль стихала, происшествие забывалось. Но наутро, сунув ногу в ботинок, мы внезапно ощущали острую боль, соприкоснувшись со злополучным камушком. Боль, причем, сильнее, чем накануне, обида, злость – вот такие чувства испытывают обычно дети. Так маленькая проблема ста-
новится большой неприятностью.
2 этап. Психолог говорит детям: «Когда мы сердимся, чем-то озабочены, взволнованы, нами это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы сразу же почувствуем неудобство, вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камушек на месте, то у нас, скорей всего, возникнут проблемы, и немалые. Поэтому всем людям – и взрослым, и детям – полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят.
Давайте договоримся: если кто-то из вас скажет: "У меня камушек в ботинке”, – мы все сразу поймем, что вам что-то мешает, и сможем поговорить об этом.
Подумайте, не чувствуете ли вы сейчас какого-то неудовольствия, чего-то такого, что мешало бы вам. Если чувствуете, скажите нам, например: «У меня камушек в ботинке. Мне не нравится, что Олег ломает мои постройки из кубиков». Расскажите, что вам не нравится. Если же вам ничего не мешает, вы можете сказать: «У меня нет камушка в
ботинке».
Дети по кругу рассказывают, что же мешает им в данный момент, описывают свои ощущения. Отдельные «камушки», о которых дети будут говорить, полезно обсудить в кругу. В этом случае каждый участник игры предлагает сверстнику, попавшему в затруднительную ситуацию, способ, при помощи которого можно избавиться от «камуш-
ка».
Поиграв несколько раз в эту игру, дети в дальнейшем испытывают потребность рассказывать о своих проблемах. Кроме того, игра помогает педагогу беспрепятственно проводить учебный процесс. Ведь если детей что-то волнует, это «что-то» не даст им спокойно сидеть на занятиях и воспринимать информацию. Если же дети получат воз-
можность выговориться, «выпустить пар», то можно спокойно при-
ступать к занятиям.
Игра «Камушек в ботинке» особенно полезна для тревожных детей. Во-первых, если достаточно часто играть в нее, даже очень стеснительный ребенок привыкнет и постепенно начнет рассказывать о своих трудностях (поскольку это не новая и не опасная, а знакомая и повторяющаяся деятельность). Во-вторых, тревожный ребенок, слушая
рассказы о проблемах сверстников, поймет, что не только он страдает от страхов, неуверенности, обид. Оказывается, и у других детей такие же проблемы, как у него. Значит, он такой же, как все, не хуже всех. Не надо замыкаться в себе, ведь любую, даже самую трудную ситуацию, можно разрешить совместными усилиями. А дети, которые окружают его, – совсем не злые и всегда готовы прийти на помощь.
Прощание.«Доброе животное»:
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.Руководитель тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе
животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
Домашнее задание:
Посчитайте полученные вами баллы по тесту «С тобой приятно общаться» и запишите общее число в тетрадь. |