Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 27.04.2024, 08:11

Филиал ГБОУ СО 

"СОШс.Белогорное Вольского района"

ЦентрППМС

Жалобы на всё
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!



Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [12]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЛЯ ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ДЕТСКИЙ ДОМ №2 Г. ВОЛЬСКА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

«БЫТЬ ЗДОРОВЫМ И ДУШОЙ, И ТЕЛОМ»

 ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Уварова Т.П.,

музыкальный руководитель

ГКОУ «Детский дом №2

 г. Вольска»

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Вольск

 

 

Как хорошо, что на свете

есть дивная вещь, музыка, которая

завораживает, откликается на что-то

 внутри тебя и протягивает незримые

нити между музыкой и тобой…

 

Каждый человек присваивает опыт материальной и духовной культуры. Освоение опыта происходит в условиях активной деятельности. Это обстоятельство обеспечивает разностороннее развитие ребенка. Среда — источник психического развития ребенка. Процессы развития не проходят гладко. Перед ребенком возникают новые задачи, противоречия, которые он должен преодолеть. Эти противоречия являются движущейся силой психического развития. В руководстве развития детей особую роль играем мы, взрослые. Это мы отбираем определенный объем знаний, устанавливая способы действий, которые должны усвоить дети. На разных этапах развития ребенка: между ним и сверстниками, между ним и взрослым меняется характер отношений и вид деятельности. Таким образом — социальная среда, общение со взрослыми, активная деятельность самого ребенка способствует успешному его развитию. Внешние воздействия, связанные с музыкой, вызывают реакцию не только слуховых органов, но и всего организма в целом. Павлов и Бехтерев отмечали, что это происходит в силу влияния музыки на центральную нервную систему. Для успешного овладения музыкальной деятельности имеют значение природные задатки, которые однако превращаются в способности, в условиях активного приобщения к музыкальному опыту. Формирование моторно-двигательного аппарата оказывает положительное влияние на осанку ребенка, на координацию движений. Каждый человек может у себя развить музыкальные способности, развитие которых дает толчок развитию других способностей человека, в особенности познания других видов искусства. Музыкальное искусство — яркое незаменимое средство формирования целостной личности ребенка. Музыкальные занятия проходят в коллективе детей, в условиях совместного пения, движения под музыку. Хорошо чувствуют себя и неуверенные дети. Они воодушевлены общим примером. Музыкальные занятия влияют на общую культуру поведения. Музыкальная деятельность детей всегда эмоциональна. Она активизирует умственное развитие детей. При этом придается деятельности ребенка поисковый характер, а поиск всегда требует умственной активности. Устанавливаются взаимосвязи между музыкально-эстетическим и физическим развитием. Известно, что она влияет на жизненный тонус человека, вызывает изменения в кровообращении, дыхании, настроении. По утверждению многих ученых, музыкальных педагогов, врачей-фониатров «решающую роль в общем развитии музыкального слуха следует отвести вокальной моторике, т.е. пению. «Пение для ребенка – одно из наиболее эмоционально переживаемых действий. И этот эмоциональный всплеск, не кажущийся, а реальный, как утверждает доктор медицинских наук И.Л. Чукичев, это следствие повышения жизненных возможностей всех органов, тканей, систем, участвующих в рабочем действии, эмоционально переживаемом». Голос увеличивается в объеме, совершенствуется в подвижности, интонационной гибкости, тембровой красочности. Здоровое, яркое, эмоционально богатое звучание собственного голоса и выражает, и поддерживает здоровый и психический тонус организма. Жизненная энергия, подъем сил не убавляется, а прибывает.   Врач-фониатр Е.И. Алмазов «Пение…доставляет поющему удовольствие…упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а она, в свою очередь, связана с сердечно-сосудистой системой, следовательно, невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет свое здоровье. Именно верхние дыхательные пути подвергаются усиленной, рабочей нагрузке. Таким образом, выясняется, что состояние голосового аппарата влияет на общее самочувствие человека, а сам процесс пения стимулирует жизненные силы организма. Из вышесказанного, можно сделать ясный, научно-обоснованный вывод: человек, регулярно занимающийся пением, объективно укрепляет свое и физическое, и психическое здоровье, и звучание его голоса – показатель этого здоровья. В своей практической деятельности,  я, как музыкальный руководитель,  отношусь к звучанию голоса, как к фактору здоровья и культуры общения. И слежу за тем, чтобы дети не кричали, и не срывали свои голосовые связки. Опасность срыва голоса вовремя общегруппового пения более актуально для мальчиков, так как среди них больше крикунов, – что ведет к опасному перенапряжению голосовых связок, особенно вовремя эмоциональных игр на воздухе. Т.е., стараюсь в своей практике воспитывать вокальную культуру исполнения и решать задачу бережной охраны голоса ребенка, со всеми плюсами для его общего самочувствия. «Движение» - это тоже речь, выражающая сущность ребенка. Даже если ребенок молчит, но движениями передает характер музыкального произведения, выражает свое отношение к нему – значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует.  «От слова – к музыке, от движения – к мышлению». Ритмика, как средство музыкального воспитания способствует физическому развитию. Движения в ритмике своеобразны: ходьба, бег, поскоки, упражнения, перестроения – все эти движения, благодаря сопровождению музыки приобретают особую четкость, пластичность, ритмичность, улучшается осанка, координация рук и ног, всего тела. Динамика, темп музыкальных произведений побуждают детей к изменению скорости. Таким образом, музыка и движение воздействуют на весь организм в целом, значительно повышают настроение. Гармония психофизиологических сил организма способствует созданию положительного эмоционального состояния воспитанников, тем самым повышает резервы их здоровья, создает условия для творческого самовыражения. Таким образом, музыка оказывает влияние на процесс физического совершенствования ребенка. Нельзя не отметить возрастающую роль развивающих моделей обучения, которые обеспечивают активность детей в музыкальной деятельности. В работе, для эффективного развития детей использую новые технологии. Вариативные подходы к способностям и возможностям каждого воспитанника. Через деятельность: игровую, речевую, двигательную, эмоциональную раскрываю возможности детей в разных видах музыкальной деятельности. В слушании – одним из развивающих видов музыкального искусства, для осознанности процесса использую такую модель восприятия, которая опирается на природу собственной музыки, интонационно-слуховой контроль. Метод концентрации внимания улучшает освоение музыки, воздействует и образным словом, стихами, созвучными музыке, расшифровкой голосов, подголосков. Т.е. использую сосредоточенность внимания на постепенное «раскручивание», развитие мелодии, темповых, динамических, регистровых характеристик. Все это дает эффект новизны в усвоении и взаимосвязи интеллектуальной и чувственных сфер. В певческой деятельности также опираюсь на новые технологии и методы. Суть – в новом подходе на регистровое строение голоса. При правильной настройке на звучание, звучащий диапазон становится значительно шире, что дает возможность выявит вокальные способности многих детей. У детей развивается тонкий слух, ощущение чистоты мелодии. С помощью сюжетно- образных  танцев решаем многие проблемы: желание танцевать, получать удовольствие от танца. С помощью танца дети избавлялись от многих комплексов. Желание выступать на публике приводило к успеху. Все это позволяет предвидеть возможности дальнейшего воспитания и обучения воспитанника, и оптимально определить его направление и интенсивность  развития.

Среда – одно из основных средств развития личности ребёнка, источник для индивидуальных знаний и социального опыта. Пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности воспитанника (физической, игровой, умственной, музыкальной и т.д), но и лежит в основе самостоятельной деятельности.

Самое главное для педагога с детьми – умение направить воспитанником на такую деятельность, чтобы они ощутили свою самостоятельность, успешность, удовольствие от творческого процесса, от общения друг с другом.

Главное требование к развивающей среде ОУ:

- это ее адекватность творческому характеру деятельности воспитанника. Отсюда и более конкретные параметры развивающей среды:

  •  проблемная насыщенность;
  • своеобразная незавершенность, приглашающая ребенка к активному достраиванию среды;
  • диалогический режим;
  •  необыденность;
  •  четкая оформленность в среде предметных источников развития;
  • многофункциональность;
  • совместная деятельность детей и взрослых.

Компонентами развивающей среды выступают не только обучающие материалы, но все то, что образует содержание деятельности воспитанника.

Исходя из своего опыта, работу строю на дидактическом материале,  основываясь на формах, методах, приемах взаимодействия с детьми (беседы, игры, методическое обеспечение, иллюстративный материал). Использую технологию развития творческих способностей детей средствами музыки, а также игровые, речевые упражнения, которые являются колоссальным подспорьем для музыкального развития детей.

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Elena76 (30.03.2015)
Просмотров: 647 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
конкурс сайтов
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz